Жанр: RTS
Издатель: 1С
Разработчик: Paradox Interactiv
Похожесть: Europa Universalis, Europa Universalis 2
Мультиплеер: есть
Системные требования: Pentium 4 2.0 GHz, RAM 512Mb, 128 Mb 3D Card
--------------------------------------------------------------------------------
Когда я впервые взял в руки игру под названием Europa Universalis 3, то ожидал многого, но только не такого. Вряд ли хоть одна игрушка может похвастаться подобным размахом, как эта. Причем выражается данное великолепие не только своими размерами, но и недоступным для других качеством самого игрового процесса. Чего стоит одно руководство, которое по настоящему можно назвать глобальным. Здесь расписаны все тонкости и хитросплетения EU3, поэтому какие-либо проблемы или загвоздки с легкостью решаются прочтением оного. Тем более, что игра приобрела не только новую внешность, но и само содержание изменилось. И мы попробуем разобраться, что же такого интересного и захватывающего преподнесли разработчики.
Широки наши просторы.
Нам хорошо помнится весь блеск серии TotalWar. Здесь и свобода действий, и широкое поле деятельности, сдобренное роскошными трехмерными баталиями. А теперь представьте то же самое, но только в троекратном размере, с еще большей свободой действий с одним только исключением - отсутствие объемных сражений. Но это ли в глобальной исторической стратегии играет главную роль? Конечно, нет. Здесь важен сам размах, который велик и грандиозен.
Для начала немного о грустном. Графика, как и во всех проектах подобного типа, не занимает здесь первого места. Однако, по сравнению с предыдущими играми серии, она перешла на новый, более качественный уровень. Теперь можно отчетливо наблюдать смену времен года с зеленеющими лесами или заснеженными вершинами гор, желтыми пустынями или раздольными лугами. Города и поселки усыпают все пространство. А армии расхаживают по поверхности земного шара. Эта картина отчетливо отражается на мониторах компьютера. Но при рассмотрении пейзажа с высоты птичьего полета, он напоминает контурную карту слабой работы. Не стоит забывать, что это глобальная стратегия, в которой графика не главное.
Но не все так плохо. Есть повод и для оптимизма. На игровой карте стало гораздо меньше белых пятен в Сибири, Африке, Азии, а также Южной Америке, хоть они и не исчезли вовсе. Но разве здравомыслящий человек полезет в пустыню Сахара или в непроходимые джунгли центральной Бразилии?
Сделать невозможное.
Неужели кто-нибудь из нас, дорогие мои, не мечтал переписать историю, что-нибудь исправить и сделать по-своему, макнуть кисть и, как свободный художник, изобразить свою картину? Так эта игра однозначно для вас! Здесь нет никаких рамок, абсолютно никаких. Делать можно все, что захочется. Опыт предыдущих серий канул в лету. Ведь все мы помним «прекрасные» эпизоды из жизни EU, когда, например, управляя Россией, с полной казной, десятилетиями процветания и бурного развития приходил роковой час жутких восстаний Пугачева и Разина, которые поддавались только твердой руке и требовали больших денежных, людских, а порой моральных ресурсов для их подавления. А для начала военных действий приходилось дожидаться наступления очередной знаменательной даты. Все это в прошлом, как страшный сон. Нет, что-то историческое, конечно, осталось. Прежде всего, это касается границ всех княжеств и государств. Они со скрупулезной точностью, вплоть до дней, размечены и расчерчены на всей плоскости карты.
Разработчики предоставили право начать игру с любого момента времени от 1 января 1453 г. до 14 июля 1789 г., обозначив наиболее интересные эпизоды эпохальной действительности (война священной Лиги, 80-ти летняя война, 30-ти летняя война, война за испанское наследство, война за независимость США и т.д.). В каждом подобном эпизоде предлагаются несколько наиболее интересных стран для участия. Это ни в коем случае не принуждает выбирать именно предложенное государство, можно просто щелкнуть в любую точку мира и выбрать понравившуюся страну. И каким был мой восторг, когда я обнаружил в числе отдельных княжеств Псковскую республику, не передать словами (ведь я из Пскова).
Теперь мы сами пишем историю. А кто здесь прав, кто виноват - рассудит время.
Без армии никуда.
Для осуществления грандиозных планов по экспансии в чужие владения необходима армия, причем эта армия должна быть сильной, сплоченной и тренированной. А для полного успеха операций не обойтись без высококлассного руководства. Тут свистнул бы, и на тебе Кутузов, а там глядишь, Суворов рядом, на море правит Ушаков. Но не все так просто. Армия, как и флот, имеют показатели традиций. Первоначально они равны нулю. Для преодоления этого барьера необходимы постоянные упражнения в совершенствовании военного искусства. А откуда ж их взять-то? Где, как не на поле брани. Там и будут расти эти параметры. Однако в мирное время они только уменьшаются. Для чего нужны все эти премудрости. А именно для того, чтобы воспитать настоящих полководцев и адмиралов, от одного имени которых враг будет трепетать, а по их приближении мирно сложит оружие. Шучу, конечно. Однако без грамотных генералов войну не выиграть. А чем больше показатель традиции, тем более умелых и искусных командиров можно нанимать. А… я разве еще не сказал. Конечно, теперь командующих придется рекрутировать, как и обычных рядовых. Есть все-таки один способ обойти все эти новшества – обратить в командарма правящего монарха, но это чревато гибелью в сражении. Кроме того, лица женского пола не могут быть полководцами.
Армейские новации на этом не заканчиваются. Научный прогресс позволяет идти еще дальше. А как вы думали? Неужели стрелки 15 века способны на подвиги в веке 18? Поэтому с развитием технологий появляются более продвинутые виды войск, которые можно установить базовыми для всех провинций. Более того, можно выбрать какое-нибудь преимущество среди национальных идей, например постоянное наличие военной и морской традиции на уровне не ниже 10 процентов.
В правильном направлении пошли разработчики, дав реальные название всем существующим подразделениям: на Кубани казаки, в Пскове восточная милиция, во Франции же мушкетеры! Маленьким недостатком оказалась невозможность формирования вооруженных сил в одном регионе более чем в 1000 человек. Поэтому для укомплектования целой армии придется задействовать всю территорию. А что делать, если срочно потребовалось внушительное войско? Тут на помощь приходят наемники. Хоть и дорогие (во время войны разница доходит до 6-7 раз), но иногда незаменимые. Не стоит, правда, делать ставку исключительно на данную силу, хоть и быстра, но дорога и очки к традиции не прибавляет.
Претерпела изменения и сама боевая система. Во время сражения показываются все негативные и позитивные влияния на обе противоборствующие армии, как то: смертность, ландшафт, внезапность и др. Во время осады поселения всегда можно посмотреть состояние осаждаемых. Беднягам может недоставать воды или еды, а проделанная в стене брешь многократно увеличит шансы на молниеносное взятие укреплений. Но не спешите сломя голову нестись на штурм. Ведь теперь наши ряды будут пополняться свежими силами новобранцев, если таковые имеются. Не все так просто, конечно. Если армия находится в провинции с меньшим населением, чем ее численность, то вместо пополнения поредевших рядов они будут только уменьшаться (кормить-то не чем).
Общественная жизнь.
У каждого государства есть свои приоритеты, своего рода направляющие развития. Эти линии в игре выражены в национальных идеях. Для каждой страны доступно десять слотов, которые заполняются соразмерно развитию его государственного аппарата. Это, конечно, не означает наличие всего десяти подобных положений, коих насчитывается с три десятка. Ведь все царства различаются по размеру, местонахождению, силе, количеству населения и многому другому. Поэтому, в зависимости от совокупности этих факторов, необходимо выбирать концепции развития. Например, морской державе, как Португалия, сам Бог велел осваивать Новый Свет, т.е. выбирать квест для нового мира, который позволяет вербовать первопроходцев и конкистадоров. Для держав центральной Европы данное намерение не придется по душе и более подходящим выбором станет военная или торговая направляющая. Имеются и другие замыслы: увеличение армейской традиции, возможность нападения без объявления войны, увеличение сбора налогов и др.
Появление этих свободных слотов зависит от уровня такого показателя как government. По мере развития будут появляться новые свободные площадки. Подобным образом развиваются армия, флот, торговля, промышленность и уровень стабильности. Все эти моменты влияют на совершенствование военных и морских единиц, возможности строительства новых зданий и доходов от торговли.
К нововведениям относится появление разных форм правления, коих насчитывается около пятнадцати. Переход между ними будет сказываться на стабильности в государстве. А невозможность мгновенной конвертации деспотичной монархии в республику выглядит логично и правдоподобно. Для этого необходимо сначала перейти к более умеренному типу царствования. Каждый вид власти дает какие-то бонусы и определяет частоту вмешательства во внутреннюю политику (меняя положение кластера на одной из восьми шкал).
Торговля теперь сосредоточена в исторически традиционных центрах (Новгород, Астрахань, Париж и т.д.). Необходимо просто во время послать своего купца в нужную точку. А уж там как повезет, если хорошо подкован торгаш (зависит от уровня развития торговли), то у него все шансы на успех в подобной авантюре.
Католический мир полон интриг. Здесь можно побороться за папский престол. Его святейшество выбирается большинством голосов семью кардиналами (видимо, разработчики не очень качественно изучили процесс сих премудростей или просто решили упростить оный). Подкуп и лесть - ключ к успеху. Помимо борьбы за сакральную власть есть возможность примерить корону императора Священной Римской Империи, должность которого тоже выборная, где без интриг опять же не обойтись. Все наши хлопоты будут сполна компенсированы бонусами от данных должностей.
Дипломатические отношения вызывают бурю положительных эмоций. Большое количество разных опций и фич. Теперь можно заставить проигравшую сторону отдать несколько провинций, потребовать кругленькую контрибуцию, принудить освободить порабощенные народы или отменить вассальную зависимость. В случае же неудачной войны придется пожертвовать тем же. При небольшом успехе можно заключить белый мир, оставив границы в первоначальном положении.
Лепота!
Для большего наслаждения можно попробовать свои силы на просторах Интернета. Игра здесь абсолютно бесплатная, но потребует пройти несколько ступеней регистраций. После этого появится возможность с двукратным наслаждением окунуться в пучину EU3. Все происходит так же, как и в одиночной кампании, с тем только исключением, что против вас будет играть человек. Для перерывов в игре ее можно просто сохранить, а потом продолжить. В случае отсутствия одного из человеческих игроков, его фракция будет управляться компьютером. В общем, наслаждение от мультиплеера будет вдвойне сильнее.
Шикарный проект превзошел все ожидание, что бывает довольно редко. EU3 захватывает быстро и надолго, оставляя глубокий отпечаток в душе настоящего геймера. Подобная масштабность, помноженная на великолепное качество и интересность, при этом сдобренная абсолютной свободой действий, просто не может оставить равнодушным.
Плюсы:
+ Масштабность
+ Отличное музыкальное сопровождение
Минусы:
- Отсутствуют